Почему у моряков на воротнике 3 полоски?

Почему у моряков на воротнике 3 полоски?
Почему у моряков на воротнике 3 полоски?

По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.

Почему носят гюйс, как он появился, и почему на нем именно три полосы? Эти вопросы определенно требуют ответов.

Как появился гюйс, и зачем он нужен?

Воротник-гюйс
Воротник-гюйс

Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.

Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.

И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.

Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со свременем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.

Гюйс
Гюйс

В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.

Почему на гюйсе именно три полоски?

Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году. Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута.

Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами

Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?

Битва при Гангуте

Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа
Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа

Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.

Читайте:
Почему у моряков кортики?

Чесменская битва

И. Айвазовский. «Че́сменский бой»
И. Айвазовский. «Че́сменский бой»

Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.

Битва в Синопской бухты

И. К. Айвазовский. «Синопский бой»
И. К. Айвазовский. «Синопский бой»

Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.

Другие гипотезы

Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.

Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый, один из величайших правителей, который дал начало развитию российского флота. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи. Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию. Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.

Интересный факт: есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.

Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.

Рейтинг: 4.4/5. Из 13 голосов.
Please wait...