Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Почему у бескозырки две ленточки?
Почему у бескозырки две ленточки?

На бескозырках моряков имеются две ленты – они привычно трепещут на ветру, служа главным украшением головного убора. Почему на морских головных уборах принято носить эти ленты, всегда ли они были, и зачем их ввели? Если рассмотреть историю появления бескозырки как морского головного убора, а также рассмотреть некоторые флотские традиции, на все эти вопросы найдутся исчерпывающие ответы.

Ленты были у моряков не всегда, а с момента их появления их некоторое время не признавали. История появления и эволюции лент на головных уборах моряков сложна и неоднозначна, но она исключительно интересна.

Ленты на фуражке – история возникновения

Ленты на бескозырке
Ленты на бескозырке

Ленты на фуражке носят сегодня моряки практически во всех странах. Обычай зародился у средиземноморских рыбаков, которые получали эти изделия от жен и близких. На лентах вышивались молитвы, слова любви, пожелания. Считалось, что они приносят счастье и удачу, служат талисманом, спасая человека от опасностей, которые могут подстерегать на морских просторах. Это делалось ради того, чтобы человеку сопутствовала удача, вернулся домой с хорошим уловом. Также была традиция носить ленты с указанием характера человека, слова «храбрый», «морской волк» могли просто писаться краской. Лента использовалась для подвязывания волос.

Интересный факт: существует легенда о том, как лента спасла одного моряка, в то время как его товарищи утонули. Вещь делала для него любимая девушка.

С появлением первой уставной формы военного флота и первых шляп – лент официально не вводили. Но есть легенда о том, что английские моряки навязали ленты с золотой надписью «неустрашимые», когда штурмовали крепость Кюрасао, которая была в распоряжении голландцев. Несмотря на то, что атака тогда не принесла успеха, обычай носить ленты стартовал именно в тот период, и данная вещь быстро распространилась по всему флоту сначала в Великобритании, затем и в других странах.

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента
Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, также на ней необходимо было изображать якоря.

В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.
На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить Георгиевские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Ленты морских фуражек в послереволюционное время

Современная лента
Современная лента с единым шрифтом

После революции в России изменилось многое, и в том числе, претерпела изменения флотская форма. Выпушки убрали, тулью уменьшили, Георгиевские ленты убрали. На лентах черного цвета должно было указываться название не корабля, а флота. В 1923 году ввели единый шрифт для нанесения надписей на ленты, он остался таковым до наших дней. Но матросы линкоров, крейсеров и миноносцев по-прежнему носили названия.

Впрочем, Георгиевские ленты вернулись, это произошло во времена Второй мировой войны, они снова стали наградными. По ее окончанию на лентах полностью исключили указание названий кораблей, стали наноситься только названия флотов. Взамен моряки стали активно использовать значки с названием кораблей, хотя те активно искоренялись офицерами под предлогом военной тайны. Также ленты с названием кораблей заказывались при демобилизации, и продолжали носиться с гордостью. Сегодня ленты с названием судов не искореняются, они фигурируют в рамках флотской бытности.

Таким образом, ленты появились как атрибут, исключающий утерю головного убора. В дальнейшей эволюции они стали своеобразным опознавательным знаком и предметом гордости, который почитается моряками.

Рейтинг: 4.4/5. Из 36 голосов.
Please wait...