Почему самолет кружит перед посадкой?

Почему самолет кружит перед посадкой?
Почему самолет кружит перед посадкой?

Путешествуя на самолетах, многие люди отмечали, что посадка не всегда происходит немедленно. В ряде случаев бывает так, что борт закладывает один или несколько кругов над аэропортом, прежде чем садится окончательно. Иногда кружение продолжается до получаса, часа, хотя подобное можно считать редкостью. Почему это необходимо, и не является ли это признаком неполадок? Стоит ли волноваться в такой ситуации?

Для того, чтобы разобраться в этом детально, необходимо рассмотреть основные причины, из-за которых пилоты делают виражи перед посадкой.

Обычные причины кружения самолета

Сложный заход на посадку
Сложный заход на посадку

Взлетно-посадочные полосы аэропорта строятся с учетом розы ветров и географического расположения (например расположение гор), характерных для местности, имеют строго определенную направленность. Полосы ориентируются так, чтобы посадка в большинстве случаев проходила против ветра, поскольку это обеспечивает безопасность, минимальную скорость посадки (подъемная сила будет складываться из скорости самолета плюс скорость набегающего ветра). Самолет же может зайти с любого направления. Если он летит, к примеру, с юга, пилоту необходимо переориентировать самолет и выровнять его, чтобы успешно сесть на полосу. Для этого он может сделать один или несколько кругов. Но данный вариант – далеко не единственный.

В воздушном пространстве над аэропортами всегда наблюдается много самолетов. Во избежание столкновений его разбивают по высоте на эшелоны, в рамках каждого из которых возможно движение только в определенном направлении. Самолет может кружить, переходя из эшелона в эшелон перед посадкой.

Кроме того, полосы могут быть просто заняты, тогда диспетчер не разрешит пилоту посадку до тех пор, пока нужную из них не освободят. Летчику придется держать борт в воздухе, кружась над аэродромом. В крупных аэропортах иногда выстраиваются целые очереди на посадку, все самолеты, находящиеся в ожидании разрешения, кружат в воздухе. Их может быть до десятка и более.

Кружение самолета из-за непредвиденных обстоятельств

Туман осложняет маневры
Туман осложняет маневры

Иногда возможности для нормальной посадки нет из-за погодных условий. Слишком малая видимость при тумане, сильный ветер и другие факторы могут создавать чрезмерные риски при посадке, в этом случае диспетчер может держать самолеты в воздухе или перенаправлять в другие аэродромы, где можно будет сесть без риска. Если ожидается очень скорое улучшение погоды, самолет может кружить некоторое время в воздухе в ожидании разрешения.

Если на посадку заходит аварийный борт, диспетчер будет работать в первую очередь с ним, остальные самолеты могут остаться на это время в воздухе, закладывая круги.

Интересный факт: пилот не имеет права садиться без разрешения диспетчера. Все маневры в воздушном пространстве близ аэропорта должны оговариваться заранее.

Кружение самолета – стоит ли тревожиться?

Загруженный самолетами терминал аэропорта Хитроу, Англия
Загруженный самолетами терминал аэропорта Хитроу, Англия

В очень редких случаях самолет вынужден делать круги из-за поломки. Неисправность шасси и некоторые другие проблемы могут вынуждать оставаться в воздухе, но это, как правило, не слишком серьезные проблемы, с которыми пилотам удается справиться. Ведь при серьезных повреждениях самолет наоборот сажают без очереди. И потому переживать из-за виражей не стоит. Иногда бывает, что пилот не попадает в полосу, снова поднимает самолет и отправляет его в вираж, чтобы сделать посадку точнее. Это редкость, но такое случается. Кроме того, изредка кружение используется для сжигания остатков топлива. Обычно его заливают с точным расчетом на время и расстояние полета, и добавляют резерв на 45 минут, потому данная причина тоже рассматривается редко.

В норме самолет должен сделать один круг перед заходом на посадку. Иногда диспетчер посылает его на второй круг, или просит оставаться в воздухе и кружить в ожидании дальнейших указаний. Посадка без совершения круга возможна в том случае, когда других бортов в воздухе над аэропортом нет, диспетчер дает разрешение на такой маневр заранее, если он возможен. Если же самолет должен будет кружить, направление движения также обговаривается заранее. Ведь оно не постоянно, его могут менять в зависимости от направления и силы ветра.

Таким образом, кружение самолета перед посадкой – это нормальное явление, которое не должно вызывать беспокойства у пассажиров. Если круг только один – самолет выравнивается перед посадкой, если два и более – он ждет разрешения из-за загруженности аэродрома, наличия других бортов на взлете или посадке, из-за того, что полоса занята. Другие причины кружения встречаются реже, как правило, речь заходит об одной из выше перечисленных ситуаций.

Рейтинг: 4.6/5. Из 5 голосов.
Please wait...