Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

Взлет самолета
Взлет самолета

Посадка в дождь или туман – это непростая задача, но в ряде случаев пилотам приходится с ней сталкиваться. Несмотря на то, что прогнозы погоды рассматриваются еще перед вылетом, на момент принятия командиром борта решения о полете, за то время, пока самолет будет находиться в воздухе, погода в точке назначения может существенно измениться в худшую сторону. Какие же действия предпринимаются в этом случае?

Иногда в такой ситуации посадка проводится на запасном аэродроме. В других ситуациях борт все же идет на посадку, пользуясь теми методами и оборудованием, которые рассчитаны специально на такой случай.

Минимумы и нормы

Существуют общие требования, используемые при оценке рисков посадки в сложную и нелетную погоду. Они опираются в общих чертах на показатели видимости, и большинство аэродромов указывают на способность принять борт при видимости от 900 метров. Самолет способен успешно садиться при видимости от 500 метров. Гипотетически пилот способен совершать посадку и при нулевой видимости за счет приборов, но на практике этого не допускают, даже будучи уверенными в мастерстве конкретного командира. Посадка вслепую в гражданских рейсах не производится, а требования для каждого аэродрома и борта формулируются в индивидуальном порядке, с учетом всех факторов, играющих роль в деле обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.

Решение о посадке

Пилот за работой
Пилот за работой

Отказать в посадке может сам аэропорт – при опасных погодных условиях диспетчер осведомляет экипажи самолетов о том, что аэродром временно закрыт, и тогда им приходится садиться на запасных точках, расположенных поблизости. В других случаях решение принимается первым пилотом, который, собственно, и несет ответственность за этот вопрос. Он может зайти на первый или второй круг, оценивая обстановку и совершая необходимые для безопасной посадки маневры. Условия плохой видимости в дождь или туман могут снизить визуальный контроль до десятков метров, ветер или мокрая посадочная полоса еще более осложнят ситуацию. Однако современные приборы и системы позволят опытному пилоту успешно справиться с поставленной задачей. Ведь самолеты летают и ночью, когда видимость в любом случае будет невысокой, и никаких проблем при посадке или взлете не возникает.

Оборудование и системы, позволяющие безопасно сажать самолет

Курсоглиссадный маяк
Курсоглиссадный маяк

В тумане и при дожде пилотам необходима помощь при посадке, и она обеспечивается специальными системами. Важность их использования переоценить нельзя, ведь речь идет о высоких скоростях, которые позволяют преодолевать сотни метров, километры за считанные секунды. Наиболее распространенной системой, используемой в аэропортах по всему миру, считается курсо-глиссадная система (ILS).

Принцип работы курсо-глиссадной системы

Курсо-глиссадная система (ILS)
Курсо-глиссадная система (ILS)

Курсо-глиссадная система представляет собой пару антенн, выдающих сигналы по той прямой в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), по которой снижается и заходит на посадку борт. Система создает своими радиосигналами путь, очерченный двумя линиями, за пределы которых самолету выходить нельзя – приборы немедленно сообщат пилотам о том, что произошло отклонение. Таким образом борту прокладывается безопасный путь, по которому он может следовать и практически вслепую. Эта система успешно работает даже с автопилотом, создавая экипажу минимум проблем при посадке, снимая массу рисков.

Читайте:
Разноцветные дожди

Сегодня такие системы выпускаются во множестве вариаций, они могут быть разной точности. Модификации, которые дают возможность посадки даже при нулевой видимости за счет повышенной точности, крайне дороги в цене, и потому они имеются не повсеместно. Но даже устаревшие решения приносят много пользы, в десятки раз увеличивая безопасность посадки в сложную погоду.

Процесс посадки самолета

Глиссада
Глиссада

Даже в условиях хорошей видимости самолет не всегда с ходу идет на посадку, сначала ему необходимо снизиться, а иногда – занять свое место в очереди на маневры. Самолет может кружить и заходить на глиссаду. Глиссада – это особая траектория перед посадкой, когда самолет должен лететь под строго определенным углом. Система радиоглиссадных маяков помогает придерживаться нужного курса в дождь и туман, также поддержанию оптимального курса и наклона способствуют другие системы самолета. Для обеспечения безопасной посадки пилоту необходимо придерживаться угла в 2-4.5 градуса. Советский стандарт составлял 2.4 градуса, а современный международный стандарт настоятельно рекомендует придерживаться наклона в 3 градуса. И система помогает пилоту придерживаться именно такого наклона и траектории, плавно выходя на снижение.

Прочие вспомогательные возможности

Огни посадочной полосы
Огни посадочной полосы

Многие люди замечали,что все взлетно-посадочные полосы на аэродромах подсвечиваются. Использоваться могут как обычные фонари, так и осветительная техника противотуманного типа повышенной эффективности, которая заметна даже через туман. Визуальные ориентиры тоже крайне важны, они очень помогают пилотам садиться в дождь и сумрак.

Таким образом, посадка в дождь или туман осуществляется преимущественно по приборам. Аэропорт может как принять самолет, так и отказать из-за сложных погодных условий, объявив временное закрытие из-за нелетной погоды. Если есть возможность принять борт, пилот выводит его на глиссаду и идет по радиомаяку.

Рейтинг: 5.0/5. Из 3 голосов.
Please wait...